Преступления ОУН-УПА [130] |
Персоналии [18] |
Осторожно - фальшивка! [11] |
Пропаганда фашизма в Украине [11] |
Попытки переписать историю [9] |
Подготовка террористов
[1]
Боевиков ОУН натаскивал Абвер, кто натаскивает нынешних манкуртов?
|
Главная » Статьи » Фашизм - пособники и вдохновители » Преступления ОУН-УПА |
Глава 2 Волынь в межвоенный период. Волынское воеводство, созданное в границах II Речи Посполитой, было вторым, что касается размера, воеводством в Польше. Площадь воеводства составляла 35.754 км², а в его состав входило 11 повятов (уездов - прим. переводчика): дубенский, гороховский, костопольский, ковельский, кременецкий, любомельский, луцкий, ровенский, сарненский, владимирский и здолбуновский. Костопольский, гороховский и любомельский уезды образовались только после обретения независимости путём выделения части ровенского, владимирского и ковельского уездов. К здолбуновскому уезду (бывшему острогскому) присоединена небольшая часть бывшего заславского уезда (остальная часть осталась в Советском Союзе) и выделены части соседних уездов. [1] Во всём воеводстве было 22 города, 103 гмины (гмина - административно-территориальная единица в Польше - прим. переводчика) и 2.740 громад (громада - административно-территориальная единица в Польше до 1972 года; село - прим. переводчика). Население Волыни насчитывало 2.085,6 тысяч человек, из которых в городах проживало 276,5 тысяч человек (13,3%), а на селе - 1.809,1 тысяч человек (86,7%). Наиболее густонаселёнными были уезды: здолбуновский (88 жителей на 1 км²), кременецкий и ровенский (по 87 жителей на 1 км²); наименее - сарненский (33 жителя на 1 км²) и любомельский (42 жителя на 1 км²). [2] Население Волыни было неоднородным. Самую многочисленную национальную группу составляли украинцы - 68%, поляков было 16,6%. Евреев - 9,85%, немцев - 2,25%, русских - 1,13%, остальные - 2,17% составляли чехи и другие национальности. Польское население было рассредоточено на территории всей Волыни. Наибольший процент поляки составляли в уездах: владимирском (26,7%), костопольском (21,2%) и луцком (19,4%), а наименьший - в уездах: кременецком (10,6%), любомельском (14,2%) и ковельском (14,4%). Наибольший процент украинского населения был в уездах: кременецком (80,6%), любомельском (76,9%) и ковельском (73,5%), а наименьший в уездах: владимирском (57,7%), луцком (59,1%) и ровенском (63,4%). [3] Подавляющее большинство населения польского (около 80%) и украинского (около 97%) проживало в селе. Поляки в городах - это главным образом пришлый чиновничий элемент. Украинцы в большинстве городов не играли важной роли в общественной и хозяйственной жизни. Чаще всего проживали в пригородах и занимались земледелием. Исключением был Кременец, где проживало 8.500 украинцев из около 20.000 тысяч жителей. К большим скоплениям украинского населения в городах следует также отнести Луцк (3.300 человек), а также Ровно (3.200 человек). [4] Польское сельское население преимущественно происходило из бывшей мелкопоместной шляхты, только немногочисленную группу составляли военные и гражданские поселенцы. Некоторые сёла были заселены немецкими и чешскими колонистами, прибывшими на Волынь в 70-х годах XIX века. Польские сёла с земледельческим населением тянулись двумя полосами: одна полоса проходила через Порицк, Владимир Волынский, Любомль, Ковель, Чарториск, Степань, Бережне на территории Заслучья; вторая вела от Вишневца в направлении на Шумск. [5] Из приведённой статистики следует, что на Волыни преобладало украинское население. Процент поляков когда-то был значительно выше, но уменьшился во время более чем столетнего российского правления. Большим ударом для польскости Волыни явилось закрытие правительством России польских школ, монастырей и приходов после восстаний 1831 и 1863 годов, а также принудительное записывание католиков в православие. После наступления религиозной свободы в 1906 году только некоторые потомки, принудительно обращённые в веру, вернулись к польскости и католической вере. После обретения независимости создание государственной администрации и органов местного самоуправления на Волыни встречало много трудностей. Не хватало не только финансовых средств, но также общественной и политической стабилизации. Украинское население враждебно относилось к новым властям, поддерживая антипольское партизанское движение, руководимое через Закордот (Заграничный Отдел КП(б)У). Первые партизанские и конспиративные отряды были созданы уже в первые годы межвоенного двадцатилетия. На Волыни в то время действовали украинская Красная Повстанческая Организация, украинская Революционная Повстанческая Организация, украинская Народная Повстанческая Организация. Ещё в 1925 году на территории владимирского, Гороховского и ковельского уездов действовали партизанские отряды. [6] Только развитие Корпуса Пограничной Службы затормозило свободное до сих пор проникновение через границу с Советским Союзом отрядов, транспортов с оружием и одиночных людей. [7] Первым волынским воеводой в марте 1921 года был назначен Станислав Краковски. Одновременно с воеводским Правительством начали работу судебный аппарат, казначейская палата, полиция и другие государственные учреждения. Воевода являлся представителем правительства и на основании этого координировал деятельность всей государственной администрации на территории воеводства. В этих вопросах обладал большими полномочиями. Имел право вмешательства в деятельность полиции и войска и даже отмены их распоряжений, если «они противоречили политике правительства». [8] Такие же полномочия имели старосты на территории своего уезда. После того, как государственная администрация окрепла, в уездах начала работать сеть власти самоуправления. В первой половине 1923 года начали деятельность уездные сеймики. В 1928 году был создан Волынский Воеводский Совет, состоящий из представителей уездных сеймиков и выделенных городов (Луцка, Ровно и Ковеля). За работой всего аппарата самоуправления осуществляли надзор воевода и старосты. Утверждали и увольняли войтов, избираемых гминным советом, могли отменять выборы самоуправления, имели право контроля бюджетов всех уровней. [9] Таким образом, на протяжении всего межвоенного периода институт самоуправления был единственным исполнителем задач, которые ставила централизованная государственная администрация. [10] В первые годы межвоенного периода в жизни польского общества на Волыни большое значение имел землевладельческий слой. Уже в ноябре 1918 года, в момент распада австрийской оккупационной системы, созданный землевладельцами во Владимире Землевладельческий Комитет распространил власть над уездами: владимирским, любомельским, гороховским и частью ковельского, осуществляя её до прибытия польских войск.[11] Уменьшение роли землевладельцев в общественной и политической жизни Волыни наступило в результате наплыва населения извне. Первой многочисленной группой новых жителей польского села стали гражданские поселенцы, которые начали появляться на Волыни уже осенью 1915 года, после занятия владимирского и ковельского уездов австрийскими войсками. После 1918 года польское заселение развивалось дальше, на Волынь прибывали крестьяне из Конгресовки (Царства Польского (разг.) - прим. переводчика) и Галиции. В начале тридцатых годов на территории волынского воеводства существовало 3.159 гражданских поселений, из этого числа в уездах: дубенском - 678, гороховском - 345, костопольском - 141, ковельском - 440, кременецком - 81, любомельском - 47, луцком - 503, ровенском - 116, сарненском - 84, владимирском - 714, здолбуновском - 10. [12] Вторую группу прибывавшего польского населения составляли поселенцы - демобилизованные военнослужащие, которые в 1922 - 1924 годах охватили 3.432 хозяйства в следующих уездах: дубенском - 482, гороховском - 325, костопольском - 102, ковельском - 171, кременецком - 595, любомельском - 106, луцком - 349, ровенском - 551, сарненском - 181, владимирском - 327, здолбуновском - 243. [13] Поселение демобилизованных военнослужащих встретилось с враждебностью со стороны украинского населения и стало фактором, раздражающим польско-украинские отношения на этой территории. Также в 1921 - 1922 годах землевладельцы выступали против поселенческой кампании в опасении за целость своих поместий. Это стало причиной, что та кампания была быстро завершена, а на всех восточных землях образовалось только 8 тысяч из 40 тысяч запланированных поселений. [14] Большое значение для развития польского общества на Волыни имел приток поляков на занятия, не связанные с сельским хозяйством. Он начался ещё на заключительной фазе I Мировой войны. Большинство прибывших селились в городах, и работали в учреждениях, связанных с функционированием государства, а именно: в администрациях государственной и самоуправления, в армии и полиции, на железнодорожном транспорте, в службе связи, в сфере образования. Этот процесс, продолжавшийся в течение всего межвоенного периода, оказал влияние на возникновение новой общественной элиты Волыни - интеллигенции, вокруг которой стала сплачиваться часть польского общества. Несмотря на то, что поляки составляли на Волыни только 16,6% населения, в административном аппарате они решительно преобладали. В межвоенный период только поляки исполняли обязанности старосты. Немногие жители Волыни других национальностей были приняты служащими более низких уровней, главным образом в аппарате самоуправления. Вот некоторые данные. В 1923 году на 283 чиновников государственной администрации воеводского и уездного уровней приходилось 264 человека римско-католического вероисповедания (а 274 человека определяли свою национальность как польскую). Среди 38 высших должностных лиц полиции 36 были римско-католического вероисповедания, а 2 были евангеликами, причём все считали себя поляками. Из 66 гражданских чиновников полиции 62 были католиками. В казначейской палате из 384 работавших сотрудников польскую национальность представляли 347 человек. [15] В институтах органов местного самоуправления участие православных было немного больше, чем в государственном аппарате. В 1931 году в самоуправлении работало 782 работника умственного труда православного вероисповедания и 1.091 работник римско-католического вероисповедания. [16] В первые годы независимости условия жизни на Волыни были необычайно трудными. На ней сказались разрушения, возникшие в результате продолжительных позиционных боёв, которые велись поблизости городов-крепостей: Ковеля, Дубно и Ровно в 1915 и 1916 году. Особенно большие разрушения были на селе. Всего зарегистрировано 212 разрушенных или повреждённых зданий, 170 км уничтоженных мощёных дорог, 3.800 м мостов, а также сеть мелиорационных каналов и рвов на волынском Полесье. [17] Трудная ситуация была в городах. Ни один город не имел упорядоченной сети улиц, канализации, исправных коммунальных служб. Трагично выглядело здравоохранение. В воеводстве работало только около 200 врачей, из которых 58 находились на службе государственной и самоуправления. На одного врача в 1926 году приходилось 3.130 жителей городов и 15.640 человек, проживающих в селах. Больницы всей Волыни имели всего лишь 500 коек. [18] В Сарнах больница была построена только в 1938 году. [19] С первых дней межвоенного двадцатилетия государственная администрация стремилась к интеграции Волыни с территориями центральной Польши, как идущей дальше всего. Эта задача не была лёгкой, учитывая большие отличия характера общественных отношений и отсталость Волыни по сравнению с другими районами Польши. Необычайно важным препятствием на пути интеграции было прогрессирующее самоопределение украинского народа, составляющего почти 68% населения Волыни. С самого начала политика администрации в отношении украинского народа заключалась в стремлении снискать с его стороны поддержку или, хотя бы, лояльность по отношении к польскому государству. Неприязнь и даже враждебность, с которыми украинское население относилось к польским властям, не способствовали реализации этих намерений. Следовательно, применялась политика «сильной руки», которая чаще всего приносила эффект, противоположный задуманному. Значительную роль в налаживании хороших отношений между поляками и украинцами на Волыни сыграла разумная политика воеводы Хенрика Юзевского после принятия этой должности 30 июня 1928 года. Считал, что украинцев Волыни следует привлечь на сторону лояльных граждан Польши путём разряжения националистических стремлений «через видение отрыва советской Украины от Советского Союза и объединение её с Польшей на федеративных началах». [20] Он поддерживал региональные движения, проповедовал «волынский патриотизм», свободный от национальных и религиозных разделений. Исходил из того, что нельзя относиться к украинскому народу, как к несознательной национальной массе. Считал, что рост национальной сознательности украинцев на Волыни является естественным путём развития этого общества, и стало бесспорным фактом, по этой причине все попытки замедления и искоренения национального движения были обречены на неудачу. Только придание этому движению дружественного отношения к полякам и к федеративной идее, выраженной в союзе Пилсудского и Петлюры в 1920 году, может дать результаты. [21] В своей «волынской политике» Х. Юзевски ставил на: улучшение функционирования администрации и её доброжелательное отношение к украинскому населению; увеличение значения органов самоуправления в общественной и хозяйственной жизни; пробуждение государственного патриотизма с посредничеством польско-украинской школы; создание условий для организации украинской интеллигенции, стоящей в плоскости идеи 1920 года и доброжелательной к Польше, одновременно ликвидируя влияние политических групп, вдохновляемых внешними центрами (Львов, Москва, Берлин); убеждение волынских поляков в федеративной идее и необходимости сотрудничества между ними и украинцами; расширение культурного и хозяйственного обмена между Волынью и остальными районами государства с целью ознакомления украинского населения с достижениями польской культуры и западной цивилизации; начало широко задуманной инвестиционной деятельности для повышения цивилизации региона и улучшения хозяйственной ситуации. [22] Принятие вышеперечисленных положений чётко определяло перестройку общественной и политической жизни Волыни, а также изменение характера польско-украинских отношений. Для польско-украинского взаимодействия в вышеперечисленных вопросах, по инициативе Юзевского, было образовано Волынское Украинское Объединение во главе с Дмитрием Певным. Реализация такой политики наталкивалась на трудности, просто становилась невозможной на практике. Потому что для украинцев основой определения собственной самоидентификации являлось отрицание всего, что польское. Для поляков же защитой от враждебности, показанной украинцами, был воинствующий национализм, представленный Народной партией. Также следует добавить, что украинское национальное движение на Волыни развивалось под влиянием украинского национализма из Восточной Малой Польши, крайне радикальных лозунгов, проникающих из-за восточной границы, а также из Берлина. На Волыни не было ни польских, ни украинских деятелей, которые без возражений поддерживали бы национальную политику воеводы Юзевского. Открытую позицию по отношению к «волынской политике» занимала польская «Polska Macierz Szkolna» («Польская Школа Отечества»), молодёжные союзы (под покровительством Католической Церкви), а также Народная Партия. Прежде всего, поддержкой «волынской политики» являлась позиция Юзефа Пилсудского в Польше, по рекомендации которого Х. Юзевски занимал должность воеводы. Однако этого было слишком мало, чтобы в таких условиях «волынская политика» могла быть реализована. Поражению Юзевского в значительной мере способствовало отрицательное отношение польского общества к его деятельности. Упрекали его в том, что заботился о просвещении украинского народа за счёт польского общества. Проукраинская политика Юзевского благоприятствовала развитию молодого украинского общества, поддерживающего концепцию независимости, что среди польского элемента вызывало чувство усиления угрозы, рост националистических настроений и отрицательное отношение к украинцам. Политика Юзевского в некоторой степени внесла свой вклад в изоляцию украинцев на Волыни от влияния живучего националистического центра в Галиции. Но побочным продуктом этой политики явилось пробуждение среди украинцев Волыни национального сознания. За это воеводу также остро критиковали, особенно эндеками («эндеки» - сокращение от Narodowa Demokracja - прим. переводчика). Обвиняли, что его деятельность привела к отсутствию национального сознания у польского населения, просвещению украинской массы, и таким образом посодействовала усилению украинских сил за счёт ослабления польской сферы влияния. После смерти Юзефа Пилсудского усилились атаки на «волынскую политику». В марте 1938 года Х. Юзевски был переведён на должность воеводы лодзьского, а новым волынским воеводой стал Александр Гауке-Новак. Отказались от соглашения с украинцами и начали реализацию программы «укрепления польского характера» Речи Посполитой, главными пунктами которой являлись реполонизация лиц, признанных «русифицированными поляками», а также возврат старинных католических храмов первоначальным владельцам. [23] Непосредственно после отъезда с Волыни Х. Юзевски написал об этой новой политике: «Новые элементы этой политики будут с возрастающей силой действовать в направлении возникновения ненависти ко всему, что польское. Отношение к православному вероисповеданию, которое, по мнению православных, стало преследуемым вероисповеданием, а население занимает позицию людей, защищающих свою веру, отношение преподавателей, зависящих от армии, тенденция явной полонизации в учебных заведениях, снятие и так небольшой горстки украинцев с должностей и постов, очень болезненная для украинского населения политика оборота земли, подчёркивание отношения людей, подчиняющим это население - всё это в условиях волынской жизни должно привести к изменениям, очень нежелательным и опасным для нас. Если примем во внимание создаваемую некоторыми представителями атмосферу для борьбы со всем, что украинское, ситуация приобретает ещё более мрачную окраску. (...) Позиция ненависти ко всему, что является украинским, вызывает со стороны украинского населения ненависть ко всему, что польское». [24] Во II Речи Посполитой, как демократическом государстве, украинцы имели гарантированные конституционные права и свободы, а также участие в политической, общественной и хозяйственной жизни. Как граждане Речи Посполитой пользовались охраной жизни, имущества и своего вероисповедания. Легально работали украинские партии и организации, например, Украинское Народно-Демократическое Объединение (УНДО), Украинская Партия Социалистов-Революционеров (УПСР), Волынское Украинское Объединение (ВУО), Украинское Социалистическое Объединение Крестьянский Союз (Сел-Союз), Украинская Социалистическо-Радикальная Партия (УСРП), Украинское Рабоче-Крестьянское Социалистическое Объединение (Сел-Роб). [25] С начала межвоенного двадцатилетия украинская интеллигенция развивала сеть общественных, культурно-просветительных и хозяйственных организаций, с целью формирования основ самостоятельной жизни украинского общества. Особую роль в этом играло созданное Просветительское Товарищество «Просвита». Среди других организаций следует назвать аграрно-потребительскую кооперацию, которая имела большое значение для развития украинской национальной жизни. Параллельно создавались другие украинские организации, например, кредитные кассы, любительские театры, книжные магазины, молодёжные общества и т. п. Это не означает, что в межвоенный период не действовали силы, которые были против хороших польско-украинских отношений. Украинское население на Волыни подвергалось влиянию различных сил, особенно Украинской Воинской Организации (УВО), а затем Организации Украинских Националистов (ОУН), деятелей бывшей Украинской Народной Республики (УНР), сторонников право-консервативной политической партии, связанной с бывшим гетманом Скоропадским, а также Коммунистической Партии Западной Украины (КПЗУ). К обострению польско-украинских отношений на Волыни стремились униатские центры и группы украинских националистов из Малой Польши, а также различные зарубежные центры, в том числе германские. В национальной политике по отношению к украинцам в межвоенный период было много противоречий, несправедливых политических и административных шагов. Иногда доходило до нарушения гражданских прав, свобод, и даже репрессий, применяемых к украинцам. Это проявлялось в ограничении приёма украинцев на работу в государственные учреждения, замене украиноязычных школ на двуязычные школы с преобладающим польским языком, ограничении употребления украинского языка в государственных учреждениях. Фактором, ухудшающим польско-украинские отношения, также являлась проблема поселения на Волыни. Всё это было податливой почвой для антипольской деятельности ОУН и сталкивало украинское население на позиции крайнего национализма и шовинизма, представленного этой организацией. Таким образом, в период, предшествующий началу мировой войны, ожили старые и появились новые напряжения в польско-украинских отношениях. Отношение украинцев к польскому государству становилось всё более враждебным и агрессивным, при этом интенсивно поддерживалось немецкой и советской агитацией, которая была враждебной по отношению к Польше. Это вызывало реакцию польского общества, а также репрессию со стороны власти. Однако следует констатировать, что в течение сентябрьской кампании солдаты украинской национальности обычно были лояльными к польскому государству. Подавляющее большинство принимающих участие в войне (а в рядах Войска Польского сражалось свыше 120 тысяч украинцев) безупречно вели себя, как подобает гражданам польского государства. Лишь в заключительный период кампании, когда военные действия приблизились восточным районам Польши, и отчётливо обозначилось поражение польской армии, проявилась их враждебная антипольская позиция. Но на Волыни антипольские настроения украинского населения были и так значительно слабее (может за исключением районов, на которых распространились коммунистические идеи), чем в Восточной Малой Польше. Список литературы: 1. M. Orłowicz, «Ilustrowany przewodnik po Wołyniu», Łuck 1929, s. 24. 2. Główny Urząd Statystyczny RP, «Mały rocznik statystyczny 1939», Warszawa 1939. 3. P. Eberhardt, «Polska granica wschodnia 1939 - 1945», s. 38. 4. Drugi powszechny spis ludności z dnia 7 grudnia 1931 r. «Mieszkania. Ludność. Stosunki zawodowe. Województwo wołyńskie, Statystyka Polski», Seria C, z. 70, Warszawa 1938, tab. X. 5. Główny Urząd Statystyczny RP, «Mały rocznik statystyczny 1939», Warszawa 1939. 6. J. Radziejowski, «Komunistyczna Partia Zachodniej Ukrainy 1919 - 1929», Kraków 1976, s. 26 - 27. 7. «Korpus Obrony Pogranicza na Wołyniu», 1925, AAN, MSW, 1351. 8. «Historia państwa i prawa Polski 1918 - 1939», cz. I, Warszawa, 1962, s. 191 - 195. 9. «Historia państwa i prawa Polski 1918 - 1939», op. cit., s. 204 - 206. 10. Tamże. 11. «Przegląd Wołyński», nr. 25, 1929, s. 6. Dziesięciolecie administracji polskiej na Wołyniu. 12. W. Mędrzecki, «Województwo wołyńskie 1921 - 1939», 1988, s. 125. 13. W. Mędrzecki, op. cit., s. 127. 14. Tamże. 15. Funkcjonariusze państwowej służby cywilnej. Wyniki spisu ze stycznia 1923 r. «Statystyka Polski», t. VI, Warszawa 1925, s. 26, 30, 51. 16. Drugi powszechny spis ludności z dnia 7 grudnia 1931 r. «Mieszkania. Ludność. Stosunki zawodowe. Województwo wołyńskie. Statystyka Polski», Seria C, z. 70, Warszawa 1938, s. 321. 17. «Dyrekcja robót publicznych», «Przegląd Wołyński», nr 26, 1929, s. 26. 18. «Głos Wołyński», nr 36, 1922, s. 12; «Stan szpitalnictwa na Wołyniu», «Ziemia Wołyńska», nr 14, 1928, s. 8. 19. «Inwestycje miejskie w Sarnach», «Wołyń», nr 31, 1938, s. 1. 20. S. Krasicki, «Polityka wojewody Józewskiego na Wołyniu w świetle cyfr i faktów», Stratyń 1939, s. 2. 21. BUW, DR, Papiery S. Stempowskiego, akc. 361, H. Józewski, «Sprawozdanie obrazujące województwa wołyńkiego», XI 1935 r., mpis kop. 22. AAN, ALP, UWW, sygn. mikr. 1800/1, Protokół Konferencji Woewodów z Kresów Wschodnich w Łucku 2 i 3.12.1929 r. 23. A. Chojnowski, «Koncepcje polityki narodowościowej rządów polskich w latach 1921- 1939», Wrocław 1979, s. 234. 24. «Memoriał Henryka Józewskiego, byłego wojewody wołyńskiego, w sprawie kierunku polskiej polityki państwowej na Wołyniu», 1938, DR BUW, 1549, mpis kop. 25. Sel-Rob powstał z połączenia Sel-Sojuza z działającą na terenie Galicji Partią Woli Ludowej. W wyborach do samorządu woj. Wołyńskiego w 1927 r. partia uzyskała sukces i zdobyła pozycję najsilniejszej partii ukraińskiej na Wolyniu. (J. Radziejowski, op. cit., s. 127 - 128). Перевод: Штурман, www.anti-orange-ua.com.ru Источник: http://www.anti-orange-ua.com.ru/content/view/1745/72/ | |
Категория: Преступления ОУН-УПА | Добавил: Spacer (18.11.2008) | Автор: Соб.инф | |
Просмотров: 974
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |